План-программа безопасности (Safety Program Plan) формализует и разграничивает ответственность между Заказчиком, Исполнителем и Поставщиками в вопросах безопасности, определяет подходы к оценке безопасности на разных этапах и сроки их реализации

 

Оценка функциональных опасностей (Functional Hazard Assessment) позволяет определить отказные состояния функций, оценить их степень опасности и назначить требования безопасности – предельно допустимую вероятность возникновения для каждого отказного состояния и необходимый уровень гарантии разработки каждой функции FDAL.

 

Предварительная оценка безопасности (Preliminary System Safety Assessment) не требует детального знания о составе системы, которое появляется как правило на этапе РКД, но должна выполняться на ранних стадиях разработки (например, на этапах эскизного и/или технического проектирования), чтобы оценить, является ли предлагаемая к разработке архитектура достаточно безопасной, обеспечит ли предполагаемая архитектура требования безопасности, сформулированные в FHA. Результатом предварительной оценки безопасности могут быть и вновь выявленные отказные состояния, не расммотренные в FHA, рекомендации по изменению архитектуры, если есть основания полагать о невозможности достижения заданных требований безопасности, а также требования к Поставщикам комплектующих изделий.

 

Оценка безопасности (System Safety Assessment) опирается на все имеющиеся данные о системе для всестороннего и полного доказательства свойств ее безопасности. Для механических узлов учитываются прочностные характеристики, для сложных блоков управления – карты рабочих режимов, для информационно-управляющих комплексов – логика работы и программа функционирования. Чем выше изучаемая система в иерархии воздушного судна, тем большая информация анализируется для подтверждения, что ни один единичный отказ не приведет к гибели людей. Изучение и систематизация этих данных с помощью специальных анализов позволяет подтвердить соответствие разработанного изделия всем заданным ранее требованиям, а также определить допустимые по безопасности периоды проведения регламентных работ в эксплуатации и выделить кандидатов в сертификационные требования к техническому обслуживанию

 

Анализ общих видов отказа (Common Cause Analysis) может входить в состав PSSA и SSA, а может выполняться в виде отдельного документа. Этот анализ служит для формирования и подтверждения требований независимости двух и более отказов, которые в совокупности могут привести к аварийной или катастрофической ситуации. 

 

 

Все авиационные системы в соответствии нормативной документацией должны иметь доказанный уровень безопасности. Независимо от степени опасности и назначенного уровня DAL, документы процесса безопасности являются одними из основных для успешного прохождения сертификации и допуска к эксплуатации в составе воздушного судна. Для достижения этой цели должны быть разработаны следующие документы

SPP

FHA

PSSA

SSA

CCA

Методы, которые мы используем для разработки и выпуска отчетных документов по отказобезопасности, включают все отраслевые решения:

  • Качественный и количественный анализ дерева отказов (FTA) по Р-4761 и ГОСТ Р 27.302
  • Компонентный и функциональный анализ видов и последствий (и критичности) отказов (FMEA/FMECA) по Р-4761 и ГОСТ Р 27.303, 27.210
  • Зонный анализ безопасности (ZSA)
  • Анализ специфических рисков (PRA)
  • Анализ общего режима (CMA)
  • Расчет надежности по ГОСТ 27й серии и справочникам ЭРИ, FIDES, MIL-HDBK-217, NPRD, NSWC и подобным
  • Анализ логических схем и блок-схем надежности по Р-4761 и ГОСТ Р 27.301
  • Оценка функциональных опасностей (FHA)
  • Анализ (видов) функциональных отказов (АВФО) по Р-4761 и МОС-2
  • Анализ скрытых отказов и поиск кандидатов в сертификационные требования технического обслуживания (CCMR, по Р-4761)
  • Анализ тракта функционального отказа (FFPA) по КТ-254